"НОВАЯ ВОЛНА" - условное определение творчества английских драматургов кон. 50-х - сер. 60-х гг. 20 в. (Ш. Дилэни, А. Уэскер, Б. Биэн, Р. Болт и др.). Явившись реакцией как на интеллектуализм и элитарность, так и на развлекательность английского послевоенного театра, "новая волна" внесла в драматургию демократическое остросоциальное содержание, развиваясь в русле литературы "рассерженных молодых людей".
новая волна (в кинематографе)
Энциклопедический словарь
НОВАЯ ВОЛНА (в кинематографе) - «НО́ВАЯ ВОЛНА́» (Nouvelle vague), художественное направление, в корне преобразившее характер национального кинематографа Франции на рубеже 1950-1960-х годов. Само название введено критиком Пьером Бийаром, комментировавшим на страницах журнала «Синема-58» один из социологических опросов, касавшийся так называемой «молодежной проблемы». Кратковременность этого радикального течения, затронувшего кинопрессу, прокат и телевидение (о ее спаде стали писать уже в 1962), не отменяет принципиальной значимости этого явления как национального, так и международного масштаба.
Зарождение «новой волны» принято связывать с именем крупнейшего французского критика и теоретика кино Андре Базена (см. БАЗЕН Андре) и созданным его учениками и единомышленниками кинематографическим журналом «Кайе дю синема» (основан в 1951). Молодых сотрудников журнала объединяло неприятие мертвящего духа и однообразия штампов коммерческого кино, не отражавшего действительного богатства окружающей реальности. Из числа критически настроенных авторов «Кайе дю синема» (в середине 1950-х они составили ядро так называемой «Группы тридцати» - сторонников немедленных и радикальных реформ в национальном кино) вышло большинство творческих работников, в дальнейшем составивших международную славу «новой волны»: Александр Астрюк, Аньес Варда (см. ВАРДА Аньес), Жан-Люк Годар (см. ГОДАР Жан Люк), Жак Дониоль-Валькроз, Жак Деми (см. ДЕМИ Жак), Жак Риветт, Эрик Ромер, Франсуа Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа), Клод Шаброль (см. ШАБРОЛЬ Клод) и другие. Их лозунгами стали: «долой кино стариков», «из павильонов на улицу», «кино - это правда двадцать четыре раза в секунду». Взяв на вооружение чуждые коммерческому кинематографу концепции «камеры-пера» (А. Астрюк) и «кино-правды» (документалисты Жан Руш и Крис Маркер), они сделали достоянием французского зрителя свое нелицеприятное видение действительности, воплощенное в импровизационные, несрепетированные, сиюминутные актуальные формы.
Исходным материалом для них оказывались заметки газетной хроники («На последнем дыхании», 1959, Ж.-Л. Годара), эпизоды собственной биографии («400 ударов», 1959, Ф. Трюффо), рассказанные друзьями случаи из жизни («Красавчик Серж», 1959, и «Кузены», 1959, К. Шаброля). Объединенные общностью поколения, в скором будущем молодые реформаторы обнаружили как несомненную оригинальность своих творческих дарований, так и определенное несходство индивидуальных творческих установок. Так, Годар заявил себя неутомимым экспериментатором смелых начинаний в области киноязыка, Трюффо продемонстрировал стойкую верность этико-психологической проблематике, оставшись в истории кино как несравненный выразитель лирического, любовного начала, Шаброль завоевал себе репутацию непревзойденного мастера мелодрамы и детектива.
Бурные общественные катаклизмы 1968 по-своему подвели черту деятельности этого движения, последней совместной творческой акцией которого был художественно-документальный фильм «Далеко от Вьетнама» (1967), объединивший под знаком решительного протеста около 150 творческих работников французского кино.
Международный резонанс «новой волны» придал ощутимый импульс творческим исканиям молодых художников кино в разных странах Европы («рассерженной молодежи» в Великобритании, «кино контестации» в Италии, «новому кино» в ФРГ) и США («нью-йоркской группе» кинематографистов). С течением лет в обиходе кинокритики и журналистики понятие «новая волна» стало нарицательным.
Полезные сервисы
новая волна (в музыке)
Энциклопедический словарь
НОВАЯ ВОЛНА (в музыке) - НО́ВАЯ ВОЛНА́, течение в поп (см. ПОП-МУЗЫКА)- и рок (см. РОК-МУЗЫКА)-музыке, основу которого составляет техно (см. ТЕХНО (в музыке)) и электропоп. Часто связывается с пост-панком (см. ПОСТ-ПАНК). Для стиля «новой волны» в целом характерны изощренный электронный саунд, (см. САУНД) танцевальная ритмическая основа, лаконичность композиции. Большое значение приобретают внемузыкальные факторы, в том числе имидж артистов, их одежда и грим, сценическое оформление шоу, новые телевизионные жанры подачи музыки - прежде всего видеоклипы (см. ВИДЕОКЛИП). Наиболее видные представители: The Cure (см. КЬЮЭ), Japan (см. ДЖАПЭН), Depeche Mode (см. ДЕПЕШ МОД), Duran Duran (см. ДЮРАН ДЮРАН), Heaven 17, Spandau Ballet, Culture Club (см. БОЙ Джордж). Музыка «новой волны» оказала влияние на ряд отечественных рок-групп («Аквариум (см. АКВАРИУМ (группа))», «Звуки Му», «Кино (см. КИНО (группа))»).